Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Системы связи АЭС: вопросы, не терпящие отлагательства

Технический прогресс в области связи идет семимильными шагами и поспевать за ним достаточно сложно, особенно если речь идет о достаточно консервативных предприятиях, где внедрение любого новшества необходимо согласовывать во многих инстанциях и при этом соблюдать все, в том числе устаревшие, требования нормативных документов, разработанных еще в 50–60-х гг. прошлого века. Проектные организации тоже должны идти в ногу со временем.

Независимо от каких бы то ни было изменений в управлении, формах собственности, структуре самих атомных станций, цели и задачи систем связи остаются прежними. Они направлены на обеспечение безопасного процесса выработки электроэнергии и функционирования всех систем АЭС и видов связи в чрезвычайных ситуациях и в ходе устранения их последствий. Хочется надеяться, что таких ситуаций не случится, и проверка работоспособности систем связи в режимах ЧС будет осуществляться лишь в рамках плановых учебных тренировок, а системы связи ЧС могут и будут использоваться как дополнительные и резервные.

Теперь мы подошли к самой сложной части – эксплуатации и управлению. Вот некоторые аспекты этой многогранной проблемы: персонал – управление и обучение, приток молодежи, социальная защита; обеспечение должного уровня материального обеспечения; разработка единого для всех АЭС плана развития и модернизации средств связи и, в идеале, приведение их к системе связи концерна «Росэнергоатом» как единому организму и т. д.

Конечно, руководство концерна пытается решить некоторые задачи, с этой целью внедряются структурные изменения, производятся кадровые перестановки и т. д. Вместе с тем, такие процессы обусловливают изменения в технической политике, в отношении к поставщикам, интеграторам. Поэтому, если они происходят слишком часто, исполнительный персонал оказывается в замешательстве.

В настоящее время на трех АЭС осуществляется организация аутсорсинговых предприятий под эгидой ЗАО «Консист-ОС». Однако четкой концепции такого преобразования нет, вопросы выполнения ремонтных работ на оборудовании связи, перевода персонала в аутсорсинговые предприятия, социальной защиты персонала в полной мере не решены, должностные инструкции отсутствуют и т. д. Как следствие, специалисты подразделений связи нередко предпочитают покинуть АЭС. С одной стороны, создание аутсорсинговых предприятий является прогрессивным шагом, но с другой – существует немало противоречий, которые нужно решать еще до начала работы. Например, по нормативным документам как оборудование, так и персонал службы диспетчерского технологического управления (СДТУ) должны быть в составе АЭС. Перевод персонала в аутсорсинговое предприятие (АСП) нарушает оперативность управления, поскольку специалисты перестают быть сотрудниками АЭС, переходят на договорные отношения. Возникают межличностные разногласия между сотрудниками двух различных предприятий, которые выполняют практически одинаковую работу, но имеют разный уровень зарплаты. Или же случается, что выполнение определенных работ не терпит отлагательства, а наличие дополнительного звена, с которым требуется согласовывать наряды, допуски, решать прочие бюрократические вопросы, затягивает процесс. Не решены вопросы с рабочими местами и тестовым оборудованием, отчасти в силу того, что руководителями новых предприятий не всегда становятся специалисты в области связи, а также финансирования и снабжения работ, поскольку появляются дополнительные барьеры и промежуточные инстанции на всех этапах, начиная от технического задания и заканчивая монтажом систем и сдачей новых систем или отремонтированного оборудования в эксплуатацию. И это только верхняя часть «айсберга» под названием «аутсорсинговое предприятие».

Альтернативой могли бы стать вложение средств в разработку стандарта предприятия по системам технологической связи и выполнение аудита средств связи на всех АЭС при помощи независимых экспертов. Такой подход существенно облегчил бы работу по внедрению АСП в дальнейшем.

Между тем, никто не отменял необходимости поддержания в работоспособном состоянии всех систем связи АЭС, продолжения работ по организации каналов связи с диспетчерскими управлениями, а это сложная и финансово затратная работа. В перспективе, в условиях изменяющегося рынка, каналы связи будут играть все более важную роль в экономической стабильности АЭС, предоставлении достаточного количества электроэнергии предприятиям и населению Российской Федерации. Несмотря ни на что, такая работа выполняется всеми АЭС и близится к завершению. Благодаря усилиям Правительства РФ и РАО «ЕЭС России» здесь четко прослеживается единая техническая политика, касающаяся идеологии построения цифровых каналов обмена диспетчерской информацией и номенклатуры используемого оборудования. Каналы связи с диспетчерскими управлениями – это единственная составная часть систем связи АЭС, в которой практически на всех атомных станциях используется одинаковое оборудование от единого производителя.

Есть еще два направления, которые реализуются на всех АЭС в едином ключе, – каналы связи службы безопасности и резервные спутниковые каналы связи. Это говорит о том, что организовать единый подход к решению технических задач на АЭС с участием подразделений концерна и привлекаемых сторонних организаций вполне возможно. В настоящее время проводятся работы по созданию единого аварийно-технического центра концерна. Предпринимаются попытки создать КИС концерна, но идеология такой системы находится пока в зачаточном состоянии, поскольку специалисты, привлекаемые к ее разработке, зачастую не имеют четкого представления о требованиях, которые предъявляются к подобным системам, и не обладают опытом эксплуатации систем связи на АЭС. Процесс может затянуться на длительный срок по очень простой причине – в концерне до сих пор нет единого нормативного документа, регламентирующего единую терминологию, единые нормы и правила, касающиеся систем первичного электропитания и заземления оборудования связи, каналообразующей аппаратуры и оборудования телемеханики. Отсутствуют также четкие требования, предъявляемые к системам, оперативной и громкоговорящей связи; единая концепция построения сетей радиосвязи; однозначное решение о необходимости построения шлюзов между различными системами связи; единые правила эксплуатации систем связи и т. д. Однако приступать к разработке КИС, не имея исходных нормативов, единых для всех телекоммуникационных подразделений концерна и АЭС, нельзя.

Тем не менее, на самих АЭС ситуация не столь печальная. Спасибо времени, оно неумолимо снижает надежность старой техники, что приводит к резкому возрастанию затрат на эксплуатацию устаревшего оборудования, т. е. требует внедрения новой аппаратуры и изменения идеологии построения систем и сетей телекоммуникаций.

Прогресс неизбежен, но к его требованиям нужно относиться трезво и с умом. Например, на Калининской АЭС в настоящее время проектируется замена верой и правдой служившей АТС «Бета» современной цифровой, но еще раз напомним, что это процесс непростой, требующий деликатного подхода. Можно выбрать АТС исходя из ее стоимости, но и при новой АТС остаться в «каменном веке», а можно, потратив чуть большую сумму, обеспечить качество и надежность системы связи на десяток лет вперед. Аналогичная задача стоит и на Смоленской АЭС, но там принято решение уделить первоочередное внимание системам связи ЧС. На Волгодонской АЭС год назад была успешно произведена замена оборудования телемеханики, а на Калининской АЭС решение до сих пор находится в стадии внедрения. На Ленинградской АЭС в прошлом году все силы были брошены на подготовку к учениям по ГО и ЧС, а задачи балансирующего рынка оставлены без внимания, хотя техническое задание было подготовлено, предварительные предпроектные исследования выполнены, генпроектировщик выбран. Но политика не всегда стоит на страже прогресса и реальных потребностей.

Сегодня весьма актуальна проблема радиосвязи для АЭС. Как известно, на Ленинградской АЭС грамотно создана эффективная система радиосвязи на базе Motorola Compact TETRA, но данное направление себя исчерпало, и оборудование снято с производства с 2007 г. Однако менять интегратора, уже знающего массу тонкостей построения сети радиосвязи для АЭС, смысла не имеет. Остается надеяться на надежность внедренной системы, которая подтверждается очень малым количеством отказов оборудования. Тем не менее стоит проявить больше предусмотрительности и принять решение о переводе систем радиосвязи всех АЭС на оборудование Dimetra IP. Сеть радиосвязи всех АЭС и концерна в целом должна быть единой, чтобы любой абонент, переехав со своей рацией с одной АЭС на другую, мог оставаться в сети. Иными словами, сеть должна быть сетью. Кроме всего прочего, потенциально опасные предприятия, к которым относятся и атомные станции, ограничены в использовании современных беспроводных решений, таких как WiMAX и Wi-Fi, в силу требований информационной безопасности.

Следует отметить и позитивные моменты. Например, несколько лет назад силами специалистов атомных станций и «Консист-ОС» была создана сеть спутниковой связи. Она успешно эксплуатируется силами специалистов АЭС, на проведение ТО приезжают сотрудники «Консист-ОС». Несколько лет назад компанией «УРАН-А» была спроектирована и внедрена система связи службы безопасности концерна. Однако эти системы несоизмеримо малы и идеологически просты по сравнению с эксплуатируемыми системами связи АЭС. Прогресс в области средств связи предъявляет высокие требования к персоналу, особенно к руководителям подразделений связи АЭС и концерна. Необходимо постоянно заботиться о персонале, растить специалистов и не жалеть средств на их обучение.

Как известно, атомная энергетика развивается, и ее доля в общем объеме производимой электроэнергии постоянно увеличивается. В прошлом году было принято решение о строительстве замещающих мощностей в районе Ленинградской АЭС в промышленной зоне г. Сосновый Бор Ленинградской области. Возрастающие потребности в электроэнергии должны быть удовлетворены. С прошлого года выполняются работы по проектированию новой атомной станции и, соответственно, систем связи для нее. Предусматривается строительство внешних каналов связи с сетью общего пользования, диспетчерскими управлениями, существующей Ленинградской АЭС и, конечно, концерном РЭА. Однако напрашивается вопрос: почему проектные организации даже не пытаются применить новые технологии, такие как GPON? Почему в практически готовых и находящихся на согласовании проектах систем связи АЭС предусматривается использование оборудования, которое в ближайшем будущем будет снято с производства и, самое неприятное, морально устареет к моменту реального строительства объектов АЭС? Ведь в настоящее время выполняются только подготовительные земляные работы. Почему не используется система связи расположенной рядом работающей ЛАЭС, имеющая неисполь-зуемые резервы и подготовленный персонал?

Хочется, чтобы руководство концерна «Росэнергоатом» и Федерального агентства по атомной энергии не считало системы связи второстепенными и уделяло им должное внимание, увеличило финансирование работ по проектированию и первоочередному строительству систем связи. Ведь всем хорошо известно, что без качественных и надежных систем связи практически невозможно управлять каким-либо сложным объектом, особенно в атомной энергетике. На исправление допущенных при проектировании и строительстве ошибок может быть потрачено достаточно много времени и средств, что неминуемо приведет к потере темпов и срыву сроков строительства. Надеемся, что данная статья поможет взглянуть на положение в отрасли в другом ракурсе, а принимаемые руководящими организациями и подразделениями решения будут взвешенными и дальновидными.

Главная страница / Архитектура отрасли